О таинствах церковных (1) - Церковные таинства - Каталог статей - Галина
Галина-неофициальный сайт               Свято-Ильинского храма в с.Новоеhttp://galinkhttp://galinka.su/25.jpga.su/25.jpg
Суббота, 10.12.2016, 00:22
Приветствую Вас Гость |Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]
Фестиваль православной культуры "Благовест" [7]
История Свято-Ильинского храма [3]
Диакон Андрей Кураев [5]
Серафим Саровский [9]
Пророк Илия [6]
Святитель Николай Угодник [2]
Православные притчи [4]
Игумен N [10]
Настоятели храмов Владимирской области [1]
Святые на владимирской земле [6]
Святые источники на владимирской земле [6]
История Суздальского района [1]
Вопрос-ответ [23]
Стихи [39]
Разное [24]
Как вести себя в храме [4]
Устройство православного храма [5]
Церковные таинства [3]
Поминальная книга [0]
Пост [12]
Краткое обьяснение православных богослужений [6]
Профессор А.И.Осипов [37]
Молитвы [12]
Молитослов детям [9]
Чудеса православия [16]
Можно ли верить снам [7]
Научное доказательство бытия Бога [25]
Крест [6]
Биографии [11]
Святая блаженная Матрона Московская. [3]
Монастыри на владимирской земле. [5]
Монастыри России [6]
Паломнические поездки [1]
Святые Галины [2]
Колокол [3]
РАЙ И АД [3]
Толкование Библии [3]
Святые [1]
Поиск
Новое (Суздальский р-н)
Народный календарь. Приметы.

Про каждый день...
Главная » Статьи » Церковные таинства

О таинствах церковных (1)

О таинствах церковных

проф. Осипов

(с сокращениями)

Часть первая

«Сегодня мы попытаемся говорить о христианских таинствах как о тех дарах Божиих, которые человечество получило только благодаря жертве Христовой. Никаких таинств в дохристианскую эпоху как Вы знаете, не было. Были так называемые мистерии, которые происходят от одного слова, которое означает «тайна» или «таинство сокровенное, спрятанное», однако разница между тем и другим очень существенная. И полагаю для нас с вами важно рассмотреть, в чем заключается это различие, с одной стороны, и с другой: в чем заключается специфика, по крайней мере, некоторых из них.

Но прежде я хотел бы ответить на вопрос, который связан с соотношением христианских таинств и языческих мистерий, магии и т.д. Не буду здесь особенно долго задерживаться, поскольку вопрос этот как мне кажется не столь уж насущный, но укажу на отдельные факты, которые покажут в чем тут дело и чем отличается одно от другого.

Во-первых, должен сообщить вам такой факт что о мистериях как таковых о их содержании и их направленности мы имеем свидетельства достаточно поздние как не удивительно. В основном мы их получаем от писателей 3- 4 столетия нашей эры. О них говорят как наши христианские писатели, такие как Тертуллиан, Климент Александрийский, так и языческие, там Апулей, неоплатоник Порфирий и др. Поэтому сообщения, как видите, носят поздний характер. Это уже 3- 4 столетие, когда христианство достаточно широко распространилось по пределам Римской империи. И когда ясно, что значительная часть людей, уже слышала о христианстве, слышала проповедь его, было знакомо хотя бы отчасти с тем, что христиане называют таинствами, и отсюда сами понимаете, очень легко могли и чем-то воспользоваться.

Основной вопрос, который предшествует нашему рассмотрению таинств, следующий: Чем объяснить то сходство таинств и языческих мистерий, которое наблюдается. В частности, например, взгляд на воду как на очищение. Вы знаете, что в крещении христианском употребляется всегда вода. Мы это находим и в языческих различных ритуалах, когда вода рассматривалась как средство очищения, не физического, речь идет не о мытье, а именно очищении сакральном. И такие вот внешние вещи вызывали у людей вопрос, а лучше сказать мысль «не заимствовало ли христианство у язычников и сами свои таинства». Во-первых, я вам уже сказал, что-то, что мы знаем о мистериях это уже достаточно поздние уже известия. И относится к характеру и содержанию мистерий уже 3-4 века. И здесь заимствования обратного как раз порядка очень могли быть, т.е. воздействия христианства на языческую мысль. Между тем мы знаем совершенно определенно, что христианские таинства существуют с первого столетия, а не с 3-4 века. Причем как они существуют, т.е. как они проводились каково содержание учения связанного с таинствами, мы узнаем в первом столетии. Т.е христианские таинства, по крайней мере, на 2-3 столетия старше, чем те языческие мистерии, о которых сообщает нам историческая научная литература.

Должно отметить и другое. Наиболее распространенным культом в первые века существования христианства был культ митры. Как правило, даже христианские таинства сближают с мистериями связанными с культом митры. Митраистскими мистериями или таинствами. По утверждению видного, имеющего огромную популярность на западе, германского историка Гарнака в течение первых двух столетий митраизм был совершенно не известен. Во всей передней Азии культурным народам Европы. Он писал: «Вся область эллинизма была закрыта для культа митры Греция, Македония, Фракия, Вифиния, провинция Тирия, Палестина, Египет совершенно не знали культа митры». Это очень серьезный существенный факт. Поэтому попытка сопоставления христианских таинств и культа митры приобретает обратный характер. Т.е. что не палестинские христиане заимствовали у митраистов, а напротив митраисты заимствовали у христиан очень многие вещи. Об этом говорят и другие факты в частности известный факт из истории связанной с императором Юлианом Отступником, который, как вы знаете, пытался возродить язычество. Язычество падало. Ну, еще бы 4- е столетие. Он видит, как разрушается все то, о чем он мечтал. И вот он предпринял попытку чтобы воскресить язычество именно таким путем чтобы противопоставить с христианскими крещением и евхаристией т.н. митраистские тавроболии. Это существенная часть культа митры связанная с приношением быков и т.д. Но вы знаете, чем закончились его деяния. Сам он погиб и все что он замышлял, все разрушилось. Блаж. Августин приводит очень любопытное высказывание одного фригийского жреца: «И сам митра христианин». Это конечно как говорит проф. Страхов: «В этом возгласе звучит последняя отчаянная надежда на соглашение с тогда уже почти господствовавшим христианством». Это что касается возможных внешних совпадений, кстати очень не существенных. Но при этом надо обратить внимание на другое и действительно важное, что христианские таинства по существу отличались от тех мистерий которые были известны древнему миру. Что из себя представляли мистерии по существу? Это были определенные ритуалы, совершение которых (ритуалов) само по себе должно было дать человеку мистические силы и сделать его если хотите господином и владыкой тех духов которые окружают человека. Почему и до сих пор термин «магия» не только по характеру того, что делалось, но и по самой идее. Все магические действия рассчитаны на то, что вслед за совершением этих действий человеку самому как таковому даются определенный силы независимо от состояния человека . Речь идет не о степени его религиозности и не религиозности Часто, правда не всегда, нравственное состояние человека не имело значения. Главное было правильно совершить эти мистериальные культовые действия. В христианстве по существу другой взгляд, ибо оно смотрит на совершение таинств не как на действии, которые сами по себе дают человеку какие либо силы.

«Христианство смотрит на таинства не как на действия, которые дают человеку сами по себе сипу или какую-либо благодать нет, нет, а как на определенное действие Бога на человека посредством вот этих действий, такое действие Бога на человека, которое прямо зависит от духовного состояния человека. Таинство может быть бесплодным или вредным, если человек не имеет соответствующего духовного устроения. Бесплодным! Более того, может быть даже вредным.

    Апостол Павел пишет о том что     "если кто ест или пьет недостойно - говоря о евхаристии, о причащении, то что он делает?- суд себе яст и пиет”(1Кор.11.29). То есть не только никаких сил, не только приобщения к благодати, не только единения с Богом не получает человек, а напротив подлежит осуждению, более того! Он продолжает: «оттого,- по этой причине, - многие из вас болеют и умирают (1 Кор.11.30)...

    Кстати отцы диаконы имейте в виду, что надо читать: «Умирают», а не «спят довольны», а то будет Великий Четверг и опять прочтете «спят довольны». Умирают. Нужно вспомнить, как сами христиане первых веков относились к языч. мистериям. Отношение было резко отрицательное. О, если бы христиане заимствовали оттуда свои таинства. Какое было бы отношение. А тут резкое неприятие. Рассматривали эти мистерии как нечто мистически грязное. Даже один из наших апологетов Климент Александрийский производит слово мистерии не от «мистерио», а от «мисос» (греч.) «гнусность». Ясно, что филологически тут некоторая натяжка, но понятны импульсы, откуда это идет. Это характеризует отношение христиан к этим языческим явлениям. Вот эти вещи я думаю надо иметь ввиду и еще один момент, который связан с этим это само отношение к слову тайна. Действительно языческие мистерии были сопряжены с великой тайной. Туда допускались только люди особо посвященные. Профаны туда не только не допускались, они не могли их знать, что там происходит. Резкое деление на посвященных и профанов. В христианстве мы видим другое. Людям напротив объясняется не только вера христианская, а объясняется то, что людям нужно креститься, что это значит принять крещение и т.п. Затем уже объяснялось, что значит причащение. Наши таинства называются таинствами не потому, что совершаются, закрыто от всех. Напротив, пожалуйста, смотрите! А в том смысл, что здесь незримо для наших органов чувств подается человеку, имеющему правильное духовное устроение таинственно Дар Божий.  Благодать Божия, которая помогает ему в его жизни духовной и телесной. Таинства это Дар Божий подаваемый человеку туне, даром. Оказывается что само понимание «тайны» имеет совершенно разный смысл там и здесь. И вот теперь, нужно сказать, как же христианство учит о конкретных свои таинствах, что они значат. Еще раз хочу вам сказать, что таинства это есть действительно дары Божии человеку, те дары, которые подаются не просто так, не в силу совершенного «правильно» действия, как об этом позднее стала учить католическая церковь, чего древняя церковь совершенно не знала. Когда было провозглашено что таинство действительно и действенно в силу правильно совершенного действия. Нет, нет, совсем нет. Св. отцы учат о другом. Вот что говорит преподобный Серафим Саровский: "Бывает, например, так, на земле приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными."

 Или например удивительные вещи говорит Св. Кирилл Иерусалимский:  "если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, а Дух не будет тебя крестить. Поразительные вещи: "тебя крестят...”

    Что же является условием принятия действительно дара крещения? Оказывается не простое погружение, не простое совершение внешних действий, а что-то еще. Это "еще", вы сами знаете что.

    Господь сказал:      ”кто веру имеет и крестится, спасен будет ".  Кто веру имеет. Вот эти Его слова относятся ко всем таинствам - без исключения. Тот кто не имеет веры…,а что значит вера? Вера-это доверие, как мы относимся к человеку с верою, какому-то человеку, к которому мы имеем полное доверие, с верою принимаем, что он говорит. В данном случае предполагается, под верою разумеется не только полное доверие, но благоговение, мы же приступаем к самому Богу, которое обязательно сопряжено у человека с чувством покаяния, сокрушения, осознания, если хотите, своего даже недостоинства приступить к Тому, кто именуется Богом.

    Вот оказывается, какие условия требуются для принятия любого таинства церковного.

    В связи с этим я бы хотел сказать о числе таинств, это уж не наша с вами область, но просто напомнить вам, что в связи с этим я хотел рассказать вам о числе таинств. Число таинств в церкви никогда не определялось, то число семь которое мы слышим, есть позднейшее явление. Таинств в Церкви столько, сколько она считает нужным. И перечислить их невозможно. Ибо таинство это таинственное ниспослание человеку определенного Дара Божия. Определенного. В каждом таинстве – конкретного. Которое (ниспослание) всегда сопряжено с определенным церковным священнодействием. Это священнодействие совершается руками священника, Дар же Божий посылается Богом, который смотрит на сердце человеческое. Христос совершает таинство, как хорошо говорится в евхаристических молитвах:  "Ты еси Приносяй и Приносимый", т.е. Ты совершаешь таинство, а не священник как таковой. Священник совершает священнодействие, при этом человек может приобщиться определенному Дару Божию при наличии соответствующего духовного устроения.

    Сколько же таинств? Не знаю. Правда есть те семь которые выделены. Но если посмотреть в древность – мы найдем их гораздо больше. Разве монашество не таинство? Ну, кто же это скажет. Если нет, то я сегодня постригся, а завтра женился… Разве Великое освящение воды на Крещение (праздник) это не таинство? Когда вода десятилетиями стоит. Сколько написано литературы атеистической по этому поводу! Серебряные кресты погружаются в бак – поэтому там…вода не портится. Значит, атеистические авторы признают факт нетления воды в течение десятилетий, а пытаются объяснить таким абсурдом, что диву даешься. В реке освящают воду и берут оттуда. Да там серебра много осталось в текущей воде. Ну, серебряные чаши и кресты хорошо если есть в каких-нибудь храмах отдельных или где епископы, а во многих храмах – медные кресты, то что как раз, медь наоборот, отравлять должна. Или деревянные, вообще, кресты. Какая чепуха вон в Греции, на Родосе я был, так там вообще освящают море. Потом епископ там бросает крест в море и человек 15- 20 ребят бух! Кто найдет этот крест, соревнования, тот герой этого года. Пожалуйста - вода освящается. Факт признают, что действительно вода нетленна в течение долгих лет. В течение десятилетий! А объяснения - большего фанатизма не придумаешь. Разве это не таинство? Еще раз повторяю – таинство всегда там, где таинственно подается благодать Божия. В церкви нет пустых священнодействий.

Что же совершается в таинстве крещения?  Начнем с таинства крещения, этого первого таинства, главного. Таинства вводящего в церковь. Что здесь происходит? Мы с вами говорили о страданиях Христа, о человеческой Его природе, о смысле жертвы Христовой, о Его воскресении плодами которых являются таинства церкви. Что же происходит в крещении? В отличие от всех этих мистерий языческих? Конечно же (начну с отрицания), не прощение первородного греха. Помните о первородном грехе, это не грех личный, а это повреждение природы человека.

    Поэтому, во-первых, нельзя говорить о прощении, в лучшем случае можно было бы говорить об исцелении человеческой природы в таинстве крещения, о восстановлении ее можно было бы говорить. Однако и здесь мы это можем говорить не просто, не прямо так, ибо если бы имело место действительно полное исцеление человеческой природы, то человек становился бы по образу и подобию, подобным первому Адаму, то есть бессмертным. В первую очередь, безболезненным, которого не могло бы коснуться ничто, никакая из стихий этого мира. Этого не происходит. Что же происходит в таинстве крещения? Я попытаюсь Вам процитировать мысли святых отцов, но прежде еще хочу обратиться к этому утверждению, которое, увы, в наших учебниках (духовных школ).

    Оно приводит нас к вещам затруднительным, из которых мы выйти не можем. Отец и мать крещены, если первородный грех у них все, отсутствует – откуда он у ребенка тогда, первородный грех? Неоткуда. И давным-давно не надо бы крестить на Руси никого, откуда у них первородный грех? Для прощения личных грехов существует таинство покаяния. Для исцеления от первородного греха, кажется, таинство крещения, правда же? Правда. Так если первородный грех исчезает, откуда он у детей? Тем более надо учесть, что брак, есть таинство. Церковь венчает людей, благословляет на брак. Может ли благословлять церковь на то, чтобы дети тех, у которых первородного греха нет, оказались зараженными этим грехом? Одним словом, при таком раскладе (а идея эта (прощения первородного греха) идет с католического запада, и мы никак не можем этого понять, и в наши учебники это проникло) происходит, что-то другое в крещении. Не прощение первородного греха, не исцеление даже от него, что-то другое происходит. Что же? В беседе с Никодимом (Ин.3.5) говорит Господь: "Eсли кто не родится водою и духом, не может войти Царство Небесное"

    Здесь впервые мы находим слова о таинстве крещения. И они сопряжены с чем? С какой мыслью? С рождением. С каким то особым рождением, которое никак не мог понять Никодим, и которое и дальше как видите, оказалось не всегда понятным всем.

    Апостол Иоанн Богослов пишет: "Всякий рожденный от Бога не делает греха, потому что семя его пребывает в нем" (1Ин.3.9).

    Я приведу вам целый ряд высказываний, которые я надеюсь, помогут нам увидеть святоотеческое учение. Не богословов, а святых отцов. И сначала приведу это учение, а потом зачитаю соответствующие места.

     В таинстве крещения происходит всеевание, или зарождение семени нового человека.

    То есть исцеленного человека, святого, чистого, совершенного. Которое человечество получило благодаря Жертве Христовой. Новый человек-это Христос Воскресший, и то духовное семя, которое человек получает в таинстве крещения – это есть Его духовное семя, семя нового человека.

    Куда всевается это семя? В нашего ветхого человека всевается это благодатное семя.

    Рождается новый человек. Происходит ли прощение грехов при этом? Конечно, как и при любом таинстве, принимаемом с верою, покаянием, и благоговением. Как и при любом таинстве. И в крещении, конечно, происходит отпущение всех личных грехов, но суть его не в этом. Это в любом таинстве происходит. Суть его в рождении нового человека, но какого человека рождением, слышите? В семечке только, в зерне, в зерне! Это не яблоня, от которой можем вкушать плоды уже, и быть живыми, а только семечко дается, из которого, есть надежда, что будет древо жизни, дающее плоды жизни. При каких условиях? Вот о чем мы, оказывается, ставим вопрос! Оказывается, дается семя, которое нужно обработать, нужна соответствующая почва, нужны удобрения, нужен полив, уход, чтобы это семя нового человека стало древом жизни. Есть и иная притча иной образ. Когда Господь говорит:

     "Царство Божие, - этот новый человек - подобно закваске (Лк.13.21) которая положена в три меры муки, - в три, человек же образ Божий, как образ Божий, как Бог три ипостаси, и человек представляет собой три меры – дух, душу и тело - пока все вскисло”.

    Вы слышите? Какие прекрасные образы! Как в притче о сеятеле (Мк.4.3-21) семя может быть посеяно при дороге, на каменистой почве, в тернии, в добрую почву. И соответственно быть заглушено, уничтожено, или принести плод. Так и в крещении, семя, нового человека засевается в душу крещаемого, но семя надо растить самому.

Часть вторая.

    И поэтому видим среди людей крещеных, как совершенных, так и отъявленных негодяев”, которые превосходят язычников. Всех видим. Ибо крещение само по себе не исцеляет человека от порчи первородного греха, нет, нет…, а только дает семя новой жизни, а от человека зависит – будет ли это семя прорастать и возрастет ли оно, или нет. Для того, чтобы вы видели, что эта мысль не есть какие – то богословские догадки, а это есть учение св.отцов я вам зачитаю несколько прекрасных высказываний подтверждающих данную мысль.

    Прп. Ефрем Сирин: "Крещение есть только предначатие воскресения из ада". Обращаю ваше внимание, что "предначатие”, не исцеление уже, а только "предначатие. воскресения из ада”.

    Свт. Иоанн Златоуст:    "Будем в таинствах обращать внимание не на внешность только, когда Христос говорит "Сие есть Тело Мое”, то убедимся будем верить и смотреть на это духовными очами. Христос не передал нам ничего чувственного, но все духовное, но только в чувственных вещах. Так и в крещении, через чувственную вещь - воду, сообщается дар. А духовное действие состоит в рождении и обновлении”.

    Особенно прямо говорят об этом слова Симеона Новога Богослова, зачитываю их:   "Уверовавший в Сына Божия кается в прежних своих грехах, и очищается от них в таинстве крещения. Тогда Бог Слово входит в крещенного как в утробу Приснодевы и пребывает в нем как семя ".

    Свт. Тихон Задонский:   "Вера живая, есть дар Божий. И есть аки семя некое Божественное, которое на крещении всякому крещаемому всевается».

    Крещение – есть только семя нового человека, дар Божий который не исцеляет человека автоматически от первородной порчи, не превращает его в Адама первозданного.

    Свт. Игнатий Брянчанинов:   "В падшем естестве нашем не уничтожено св. крещением свойство рождать из себя смешанное добро со злом".

    Вы слышите? Он кое-что знал наверно все-таки. Не уничтожено. В другом месте он пишет: " Св. Исаак Сирин (сл. 1) совместно с прочими отцами научает: что Христос насаждается в сердца наши таинством св. крещения как семя, в землю, - опять это семя! Всюду у отцов это семя проходит красной чертой, - дар этот, сам собою совершенен. Но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство», - вот оказывается! Дар дан, а развивается он или заглушается зависит от нашей жизни, - «по этой причине дар сияет во всем величестве своем, только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями, и по мере этого возделывания (см.” Слово о крещении' пр. Марка Подвижника, Ксанфопула из” Добротолюбия "гл.4 – 6). Это из его «Слова о человеке» я вам цитирую. Замечательную мысль проводит святитель Феофан (Говоров), я вам зачитаю его:

     "Надо при этом иметь в мыслях, что в этом умертвии греху через крещение ничего не бывает механически, а все совершается с участием нравственно свободной решимости самого человека, Господь приступающего к Нему с верою приемлет, прощает, ему все прежние грехи и освящая таинствами, снабжает силою побеждать живущий в нем грех, самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека, изгнать его с помощью даруемой ему благодати”.

    У нас все время, какая мысль: крестись и все! И забываем о важнейшей стороне, которую подчеркивает свт. Феофан (см. эпиграф): ” ничего не бывает механически”, вы слышите?

     "А все совершается с участием нравственно свободной решимости самого человека". И объявляет святитель Феофан дальше. "Господь приступающего к нему приемлет, прощает ему все прежние грехи, и освящая таинствами снабжает силою препобеждать живущий в нем грех. Самого же греха не изгоняет, возлагая на самого человека изгнать его с помощью даруемой ему для того благодати". Вы слышите, какие сильные мысли? Автоматически Бог не изгоняет. Совершил Действие и все в порядке, - греха нет. Нет, нет! Без "нравственно свободной решимости ", то есть без воли самого человека, его напряжения духовного ничего не произойдет. Даже греха Бог Сам не изгоняет, предоставляя человеку изгнать его. Чем? Как? Праведной жизнью. И дарованием той благодати, которая подается в крещении. Благодать ведь подается в крещении. В каком качестве? Помощи человеку. Ведь нам все время, что хочется? Чтобы такое сделать, чтобы без меня…я оказался спасенным. Господи спаси меня, а я буду сидеть сложа ручки. Вот что нам хочется. Крестить человека и все в порядке, больше ничего не нужно. Я освобожден от всего. Все время мы стремимся к чему магизму.

    А св. отцы настаивают на необходимости сознательного, волевого, добровольного участия человека. На необходимости подвига для очищения человека. Ничего без человека не происходит. Великая истина св. Афанасия Великого ”Бог спасает нас, не без нас”. И не одно таинство не имеет на нас действие без нас. Если с нашей стороны не будет соответствующего духовного устроения, которое называется, вера, благоговение и покаяние. Нет этого? Ничего не будет. Это прямо относится ко всем таинствам Церкви. Нет магии в христианстве. Христианские таинства - не магические действия. Это помощь Божия человеку, великий дар Божий, который дается только тому, кто способен принять этот дар”. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит” (Пс. 50).

    Вот как оказывается! Поэтому задача не в том – крестить бы. Там уже стол накрыт, готов.

    А верите во Христа? Ответ крестных: М – мм.

    А крестится – то умеете? – М-мм.

    А Отче наш – то знаете? – М – мм.

    Это называется, принесли крестить, младенца у которого еще нет ни сознания, ничего. То есть расчет на что? На какую–то магию. Разве вы не понимаете, что разум младенца – ваш разум! И вера младенца это ваша вера! Вы, вы за него свой разум и свою веру и свою волю даете!

    Если у вас ничего нет, значит у младенца ничего нет. Вы опошляете таинство, профанируете его. Ибо взрослые берут на себя миссию разума, воли и свободы, того младенца, который ничего еще не имеет. Ибо слова Христовы непререкаемы: ” Кто веру имеет и крестится, спасен будет" (Мк. 16.16). У ребенка этого нет так? Так. Что тогда делать? Понимаете откуда институт восприемников?! Крестных. Они говорят: ”Мы выступаем за него (младенца)". Вы в какой степени за него выступаете, в той степени и приобщается человек благодати Божией, в той степени она и действует. Если вы ни в какого Бога не верите, соответственно ребенок и приобщается. Это беда страшная, когда превратили крещение, как и прочие таинства в какое-то магическое действие. Лишь – бы окрестить! Как – будто без веры это будет иметь значение. Мы не можем забывать великих слов св. Кирилла Иерусалимского, который более других оставил нам слов о крещении: "Если лицемеришь, то люди крестят тебя теперь, - это он сам, сам крестит,- а Дух не будет тебя крестить. Поразительные вещи: "тебя крестят...”

    Святой Кирилл сам совершал многие крещения, оставил больше чем какой – либо св. отец нам слов о крещении. Эти его слова нужно нам знать. Это нужно людям говорить. Чтобы не превращали св. таинства в языческие магические действия.

    Был такой автор Кремлевский, который написал работу” Первородный грех по творениям блаж. Августина”. Он делает такой вывод. До блаж. Августина он просматривает всех св. отцов, прямо заявляет: вообще у св. отцов и учителей церкви 1-х веков христианства, мы не найдем мысли, что детям при крещении прощается грех Адама. Нет такой мысли.

    Наверно стоило бы задуматься.

    И, кстати, о том, что крещение это действительно семя, всеваемое в человека. Семя вечной жизни, и которое может развиваться в человеке, и зависит от человека, очень хорошо пишет Патриарх Сергий в своей работе "Православное учение о спасении”.

     "Дальнейшая жизнь человека состоит в развитии того семени вечной жизни, которое положено в крещении. Человек постепенно очищается от греха, постепенно совершенствуется и укрепляется в добре и восходит до возраста, мужа совершенна”.

    Видите, как христианство смотрит на таинства и как вообще смотрит на духовную жизнь человека. Без человека ничего не может быть. Действительно не спасает Бог человека, без человека. В этом, если хотите, самое принципиальное отличие христианского учения о таинствах от языческого. Человек! Дай мне сердце твое сыне! Где этого нет – ничего нет.

    И никакие таинства не спасут. По толкованию св. отцов (толкования в этом случае – разные), в Иуду сатана вселился после того, как он причастился…с этим куском вошел в него сатана, Вот оказывается таинство, какое может иметь действие! Это сильное лекарство сильное, оно требует соответствующих условий в человеке, Врачи знают, что для принятия некоторых лекарств необходимы жесткие условия. И при соблюдении их Лекарства будут очень полезны. Нарушаете эти условия? Виновны сами, жестоко пострадаете. Это относится к любому таинству церкви: крещению, покаянию, евхаристии, соборованию. Таинство действует соответственно мере нашего духовного устроения. Потому от нас зависит, в какой мере мы подготовимся к принятию его. Под подготовкой разумею не вычитывание: " Я еще не вычитал все правила". Стоит в церкви – бубнит. Идет литургия, а он бубнит. Ведь задача – то вычитать! Вот беда! Подготовка она состоит в том, чтобы хоть немножко осознать себя, кто я есть, вспомнить о своих грехах, раскаяться в них еще и еще раз перед Богом.

    C великим благоговением приступить. Тогда это таинство будет действовать. В зависимости от нашего духовного устроения. Причем зависимость полная и прямая. Бог не может насильно войти в душу человека. Бог говорит: ” Се стою при дверех сердца и стучу кто откроет мне к тому Я войду и буду вечерять, - то есть пировать, торжествовать, - с ним". Стучит только Бог не входит насильно, и никакими священнодействиями не заставите Бога войти в ту душу, которая неспособна принять Бога.

    В том глубочайший порок языческого воззрения на отношения человека с Богом. Там только понимается так: главное правильно сделать все, и тогда мы все получим, и сам Бог подчинится нам. Заставим Бога средствами священнодействия войти в человека. Нет, этого быть не может.



Источник: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/5g7_1.shtml
Категория: Церковные таинства | Добавил: алфавит (30.01.2010)
Просмотров: 2349 | Теги: село Новое, Галина, новое, таинства, православие, осипов, религия, ильинский храм | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Rambler's Top100
    Copyright MyCorp © 2016 Сайт управляется системой uCoz