О таинствах церковных (3) - Церковные таинства - Каталог статей - Галина
Галина-неофициальный сайт               Свято-Ильинского храма в с.Новоеhttp://galinkhttp://galinka.su/25.jpga.su/25.jpg
Понедельник, 05.12.2016, 17:33
Приветствую Вас Гость |Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]
Фестиваль православной культуры "Благовест" [7]
История Свято-Ильинского храма [3]
Диакон Андрей Кураев [5]
Серафим Саровский [9]
Пророк Илия [6]
Святитель Николай Угодник [2]
Православные притчи [4]
Игумен N [10]
Настоятели храмов Владимирской области [1]
Святые на владимирской земле [6]
Святые источники на владимирской земле [6]
История Суздальского района [1]
Вопрос-ответ [23]
Стихи [39]
Разное [24]
Как вести себя в храме [4]
Устройство православного храма [5]
Церковные таинства [3]
Поминальная книга [0]
Пост [12]
Краткое обьяснение православных богослужений [6]
Профессор А.И.Осипов [37]
Молитвы [12]
Молитослов детям [9]
Чудеса православия [16]
Можно ли верить снам [7]
Научное доказательство бытия Бога [25]
Крест [6]
Биографии [11]
Святая блаженная Матрона Московская. [3]
Монастыри на владимирской земле. [5]
Монастыри России [6]
Паломнические поездки [1]
Святые Галины [2]
Колокол [3]
РАЙ И АД [3]
Толкование Библии [3]
Святые [1]
Поиск
Новое (Суздальский р-н)
Народный календарь. Приметы.

Про каждый день...
Главная » Статьи » Церковные таинства

О таинствах церковных (3)

Скажу несколько о других Таинствах, поскольку это имеет прямое отношение к нашей встрече. Таинство покаяния – это одно из самых насущных Таинств, с которым соприкасается каждый верующий человек. И здесь нужно отметить наблюдающуюся сейчас тенденцию опять-таки перейти нам на католическое понимание этого Таинства. Это какая-то беда. На самом деле Запад – это какое-то ветхочеловеческое отношение к Таинствам. Вы знаете, к чему там сведено Таинство. Вот если кто-то был или будет в Риме, в соборе св. Петра, обратите внимание на будочки. Там написано: «English», «Ditch» и т д. То есть человек с соответствующим языком может зайти в эту кабиночку, там решеточка небольшая, и с той стороны, с другой, сидит священник. И вы можете в эту решеточку, не видя друг друга, говорить все, что вам угодно. Можете поисповедоваться, можете спросить что-то такое, ну, в общем, это ваше право. К сожалению, Таинство покаянии превратилось в отчет о грехах. Дошло до того, что пишут вот такие талмуды толстенные. Приходят, и давай зачитывать. Да разве Таинство покаяния – это отчет о проделанных грехах, «о проделанной работе»? Сами слова «Таинство покаяния» уж, кажется, показывают, что должно совершаться. И потом, безумен тот, кто думает, что он соберет хоть в какой угодно толстой тетради все, что он сделал греховного. Потому что у нас нет почти ни одной минуты, когда бы мы что-нибудь не подумали, не пожелали, не почувствовали, не посмотрели и т д. И во веки веков се не записать. Поэтому в Таинстве покаяния требуется не отчет о грехах, а требуется раскаяние человека. Прежде всего, в том, что особенно (он знает это) в нем есть, его мучает, что он совершил. Требуется покаяние, а не отчет.

Вот это забывают. А как легко отчитаться: я написал, подошел, «тра-та-та» – все. Накрыли – пошел... Все в порядке – отчитался. Во что превращаем!? Таинство покаяния называется вторым крещением. Поскольку оно действительно способно очистить душу человека. Многие люди переживают, когда после исповеди действительно как будто камень с плеч и жернов с шеи сбросил человек. Он окрыленный просто выходит, вот что такое это Таинство. А Таинство покаяния никогда не может быть долгим... Человек не может перечислять множество всего... Потому что есть вещи, о чем болит душа. Он их назовет. Но таких вещей, о которых особенно болит душа, их никогда не бывает так много. Где начинается перечисление множества, там пропадает всякое чувство. И человек уже забывает, зачем он вообще и пришел сюда. И дальше скажу вам, что лучший отчет о грехах сделал бы не человек, а любой бесенок. Вот бы уж с удовольствием отчитался перед батюшкой. Такое бы нагородил, что сам батюшка бы взвыл. Только, к сожалению, там покаяния не будет никакого, а отчет – великолепный! Итак, повторяю – это Таинство покаяния, а не отчета.

В отношении венчания. Здесь нужно понять: в нем, как и в любом другом Таинстве, верующим людям подается особый Дар Божий. Какой, в данном случае? Вспомоществующий им двоим и их детям. В деле совместного спасения. Вот здесь мы и спрашиваем помощи Божией в совместной жизни, в совместном спасении. Цель-то какая? Совместное спасение, помощь друг другу. В исполнении Заповедей Божиих. Здесь, в браке соприкасаются страсти, обнажаются страсти. Они закрыты – пока просто знакомы, а в браке – они открываются, вот тут-то и начинается подвиг терпения. Да еще какой! Вот здесь-то и начинается, если хотите, настоящее христианство. Одно дело – говорить, что любишь весь мир, другое дело – полюбить ту, что рядом с тобой, у которой, знаете, какой характер. Попробуй, справься! Как один недавно сказал мой племянничек: «Только женившись, я узнал, что такое счастье. Но было уже поздно». Вот мудрец-то, правда? Но я думаю, что и каждая женщина может так же сказать. Вот в чем существо Таинства брака – совместное спасение.
Хочу только сказать, что нельзя смешивать брак и Таинство брака. Это просто две разные реальности. Брак от начала установлен Богом, на браке был Сам Господь в Кане Галилейской, и претворил воду в вино. То есть Он благословение и преблагословение дал, причем никакого венчания не совершил. Удивительно! Ничего об этом не сказано – нет, не совершил, а надо бы! Нет, не совершил Таинство венчания. Брак есть всегда брак – когда он законно осуществляется, это брак. Но Таинство брака – это священнодействие особое, при котором верующим людям дается особый дар благодати. Когда можно принимать это Таинство? Тогда, когда есть вера. Нет веры – не балуйся этими вещами, с огнем играть нельзя. Возможно даже – и это требует богословского осмысления и совместного решения, я вам излагаю не церковное учение, а свою точку зрения, – что можно совершить Таинство брака и над теми, у которых одна половина искренне верующая, а другая – «не против». Веры еще, может, и нет, но не против. Апостол Павел, когда возник вопрос: разводиться ли с мужем неверующим или с женой неверующей, он так и написал: не стоит этого делать. «Не спасется ли муж неверующий женою верующею?», и наоборот. То есть он утвердил этот брак: оставайся в этом браке, и в жизни своим примером, своим поведением покажи, что такое христианство. Что оно делает с человеком, насколько оно прекрасно. Вот поэтому мне кажется (я не Учение Церкви предлагаю), что если одна сторона – искренне верующая, действительно желает принять это Таинство, а другая не возражает (особенно часто среди мужчин это бывает: «Да я не против»), мне кажется что можно. Но этот вопрос требует решения более высоких инстанций.
Хочу также сказать, что брак всегда есть брак законный, невенчанный брак есть брак, а не блуд. Но, если верующие люди и не венчаются, то грех их состоит совсем не в том, что будто бы они в блуде живут, а в том, что вера слаба или леность велика, то есть они не хотят воспользоваться даром Божьим. И в этом действительно они согрешают. Вот в чем, но совсем не в том, что часто можно слышать.

В отношении Таинства Соборования. Сейчас все более широкое влияние приобретает это Таинство. Все больше людей к нему прибегают, и это становится, кажется, нормой. Я скажу, что если исходить из того указания Священного Писания, из которого и возникло это Таинство, то там сказано просто и прямо: «Болен ли кто из вас, да призовет пресвитеров церковных». То есть болезнь такова, что сам не может прийти. Настолько болен, что «призовет». Вот истоки происхождения этого Таинства. К этому Таинству приглашалось обычно несколько священников. Семь, священное число, с тем чтобы соборно, вместе Церковь помолилась о нем. «И молитва веры восставит болящего», так сказано. «И какие грехи совершил – отпустятся ему», потому что совместная молитва.

Вот идея Таинства Соборования. А как практически относиться к нему – это пусть решает вера каждого. Но как акцент нужно сказать, что главные Таинства у нас – это Покаяние и Причащение. Соборование – это уже... ну, кто желает – пожалуйста. Когда болен – конечно. И я думаю, что вы разделяете мою радость о том, что в нашей Церкви эти два Таинства соединены нераздельно. Требуется просто, чтобы перед Причащением человек исповедался. Хотя на самом деле это два совершенно разных Таинства. Но у нас они соединены, и это очень хорошо. Я наблюдал многократно на Западе среди православных, когда там подходят к Чаше без всякой подготовки и исповеди. Сидим до часу, до двух, смеемся, ну проводим, так сказать, время. Потом смотрю – причащается. Я не осуждаю. Но... печально. Потому что приступать к Святому Причащению надо с величайшим благоговением. Вот та подготовка, о которой мы говорим, в частности, и исповедь, она создает эту атмосферу благоговения в моей душе. И, слава Богу, что в нашей Церкви мы еще пока держимся этого. Хотя уже прорывы начинаются. Уже на Пасху, пожалуйста, можете без исповеди. Где-то там на Рождество стены ломаются. Спрашиваю – зачем на Пасху? Вы что, в Великий Четверг или в Великую Субботу не можете причаститься? В чем дело? Кто не работает – в Четверг, кто работает – в Субботу. Почему ночью на Пасху? Чтобы служба на часочек подольше была? Или без исповеди чтобы? Я лично наблюдал, как очень опытный духовно человек запретил причащаться на Пасху. Он сказал: «Есть Четверг, есть Суббота Страстная, приходите и причащайтесь. И готовьтесь, как это следует: с исповедью, с покаянием. И тогда вы действительно встретите день Святой Пасхи с радостью». А здесь получается: ночью причастились, потом разговелись, и пойдет дело. Мы же должны понимать себя или нет? Вот поэтому я и говорю: прорыв уже есть. И навряд ли с этим можно справиться, потому что нам это очень импонирует. Без исповеди на Пасху причастился, пришел, разговелся, все как следует – настоящий православный христианин.

Миропомазание, кажется, менее всего вызывает вопросов. Оно у нас сопрягается с Таинством Крещения. Идет оно прямо из Откровения Божия, мы находим в Книге Деяний, когда самаряне приняли крещение, но не приняли еще Духа Святого и апостолы Петр и Иоанн были специально посланы на то, чтобы возложить на них руки и они приняли Духа Святого. Видите, как меняются формы. В «Деяниях» всюду читаем: «Крестились во имя Иисуса Христа, возложили руки и приняли Духа Святого». Сейчас у нас в Церкви крещение во имя «Отца, и Сына, и Св. Духа». Как, Святого Духа? Через миропомазание. Видите – формы меняются. Таинства – не магия. Формы меняются, и Церковь может это менять. Лишь бы сохранилось ядро, самая суть, правильное отношение к Таинству как таковому.

Ну, я хотел с вами о многом поговорить, еще о многом, но вижу, что зашел уже далеко по времени. Хотел еще об экзорцизме, об отчитывании поговорить. Самое главное сейчас таинство стало, правда же? Эта отчитка. Что связано с этим, вы прекрасно знаете. Весь вопрос в том, как относиться к этому. Это потребовало бы много времени, я мог бы зачитать вам множество высказываний св. отцов, мысль которых сводится к том, что только тот, кто победил в себе страсти, – человек. Тот, кто не достиг бесстрастия, кто не победил беса в себе, не может этими отчитками заниматься. Понятно – не победив в себе, как ты можешь побеждать в других. Только достигший бесстрастия получает от Бога дар исцеления.
Что мы видим сейчас? Человек, не достигший бесстрастия, не получивший никакого дара исцеления, в наше время пытается обойти Господа Бога: «Ты, Господи, не дал мне дара, ничего. А я почитаю такие-то молитвы, да еще покроплю кропилом. И обойду Тебя». Это – беда нашего времени. В Книге деяний по этому поводу написано очень строго и ярко. Семь сыновей первосвященника именем Иисуса Христа пытались изгонять бесов, изгоняли и напали на одного. Он им ответил: «Знаю Павла и Христа знаю, а вы кто такие?», избил их, семерых, разорвал на них одежду, и они голяком (представьте, по Москве) дули от него по улице, а сзади он за ними летит, хороша картинка? Вот бы фильм поставить об этих отчитывателях!
Так вот, св. отцы очень сильно об этом пишут.
Из «Лавсаика» об авве Питирионе: «Он много беседовал с нами и с особенной силой рассуждал о различении духов, говоря, что бесы наблюдают за нашими страстями и часто обращают их к злу. Итак, чада, – говорил он, – кто хочет изгонять бесов, тот должен сперва поработить страсти. Ибо, какую страсть кто победит, такого беса и изгонит. Мало- помалу должно вам поработить страсти, чтобы изгнать демона этих страстей».
Св. Варсонофий Великий, например, утверждает даже такое: «Нехорошо с усилием молиться о том, чтобы получить исцеление, не зная, что тебе полезно», вы подумайте! Он же продолжает: «Противоречить диаволу прилично не всем, но только сильным о Боге ( то есть святым), которым повинуются бесы. Если же кто из несильных будет противоречить, то бесы ругаются над ним, что, находясь в их власти, он им же противоречит (ой, какие страшные слова!), также и запрещать им (бесам) – дело мужей великих, имеющих над ними власть. Многие ли из святых запрещали Диаволу, подобно Михаилу Архангелу, который сделал это потому, что имел власть? Нам же, немощным, остается прибегать только к имени Иисусову».
Преп. Исаак Сирин о прекословии диаволу прямо пишет: «Ибо ты выходишь учить тех, кому уже 6000 лет, а это твое дерзкое прекословие (вы представляете, что он называет так? вот эти молитвы заклинательные он называет так!) служит для них оружием, которым возмогут они поразить тебя, несмотря на всю твою мудрость и на все твое благоразумие».
Я расскажу вам случай, бывший со старцем Алексием Зарайским. С ним беседовал один послушник и, в частности, задал вопрос, почему он не выгонит беса из девушки, семья которой помогала старцу. И он отвечал: «Почему же он может знать, что на то есть воля Божия? Она причащается Святых Таин. И если это нужно, то Христос, ею принимаемый, сам силен изгнать его. А если ей это служит крестом очистительным, то для чего же изгонять его?». Замечательно! «Она же причащается». Все, это предел для человека возможного соединения с Богом! И если Христос найдет это полезным, то Он и Сам изгонит. А если это не полезно, так зачем же изгонять? Какой мудрый и правильный подход.
А вот Кассиан Римлянин обращает внимание на очень важный момент: «Подчас бесы творят чудеса, чтобы вознести в надменность человека, который верит, что обладает чудесным даром, чтобы подготовить его к еще более чудесному падению. Они делают вид, что горят, и бегут из тел тех, где они пребывают, благодаря якобы святости людей, про нечистоту которых они знают». Вообще, надо знать, что общение такого рода, контакт самым отрицательным образом действуют на самого заклинателя, то есть священника. И, увы, и на этих больных. Ибо способ, которым здесь священник воздействует, – незаконный. Если Бог тебе не дал дара, как ты смеешь Именем Божиим это делать? Кто дал тебе этот дар чудотворения? Никто. Тогда как ты смеешь? Святые отцы, которые имели этот дар, изгоняли одним словом, одним прикосновением. Никаких молитв, и действий особых не делали. И вдруг сейчас, в начале 21-го века, это вспыхнуло. Причем началось это сначала в одном месте, а потом и другие начинают. Потому что здесь присутствуют моменты совсем другие, самые низменные, я бы сказал, – сребролюбие и прочие всякие штучки. Слава и т.д. Опасное это дело. Посмотрите, что случается со всеми, кто долго занимается спиритизмом. Сходят с ума, заканчивают жизнь самоубийством и т.д. Это же самое происходит и с человеком, который не достиг еще бесстрастия и не получил особого повеления Божия для этого дела. Поэтому отчитывание – очень опасная вещь, для тех, кто этим занимается, кто приходит и кто приводит людей для отчитки.

Вопрос к лектору: Вы такой страх нагнали на некоторых, что они уже боятся причащаться вообще, в болезни и смерти, боясь и считая себя недостойными, говорят: лучше уж так буду жить.
Я сказал, что степень достоинства причащающегося определяется степенью осознания им своего недостоинства. Поэтому кто действительно ощущает это недостоинство, тот как раз может подходить ко Святому Причащению. Кому нельзя приходить – это тому, кто считает себя достойным. Тому лучше пока подождать, так что бояться нечего. Как раз точно наоборот, как раз и происходит во исцеление души и тела, во оставление грехов у того, кто осознает свою греховность, свою страстность, свое несовершенство. Вот тогда и должен и может приступать ко Св. Таинам.
Нельзя причащаться «праведникам», «здоровым», о которых Господь сказал: «Я пришел призвать не праведников, а грешников». Так что эти страхи необоснованны, меня не совсем, видимо, поняли.

Вопрос: Как часто нужно причащаться?
Это вопрос индивидуальный, нет никаких абсолютно стандартов. Возьмите письма самых авторитетных людей, и увидите: одним советуют в две недели раз, другим – в месяц раз, третьим, бывает, подчас и реже. Нельзя тут просто так сказать. Потому что это Таинство, к которому требуется подготовка духовная. Нужно действительно знать о человеке многое: условия его жизни, работы, даже семейные отношения. Поэтому в общей форме на этот вопрос ответа нет.
До революции дело дошло до того, что в военных школах требовалось – раз в год. Ну что это, как не полный предел? На самом деле, по-видимому, требуется несколько раз в год. По крайней мере, Великим Постом раз или два. Рождественским постом, Успенским постом, Петровым. По крайней мере в посты, по крайней мере. И если у человека есть возможность, то неплохо было бы и несколько раз между постами. Но, по крайней мере, постами нужно обязательно найти время, и сосредоточиться, и немножко помолиться, чтобы причаститься. Вот в такой лишь общей форме можно ответить.

Вопрос: Священнослужитель причащается в основном без исповеди. Чем же хуже не имеющий сана?
Речь идет не том кто лучше или хуже, а о том, что Литургия совершается только для того, чтобы причастить верующих. Не может быть Литургии без причащающихся. Тогда для чего же Литургия? Или Св. Дары? Поэтому священник как пастырь по самой идее своей, первый и причащается. Первый. А за ним уже все те, кто готовился. Это вменено ему просто в обязанность, и налагает на него еще то бремя. Помните о Таинстве Священства? Ответственность такую, что он должен всегда быть готов к Причащению. Непростое это дело, правда же? И совсем дело не в достоинстве. Никто не лучше и не хуже. Бог судья каждому. Мария Египетская сколько раз в жизни причастилась? А оказалась выше многих тех, кто причащается каждую неделю и даже чаще.

Вопрос: Для чего в монастырях существовала практика открытия помыслов духовного чада наставнику? Возможна ли это в миру в наше время?
Эта практика существовала не в монастырях, а у духовных наставников и руководителей. Были и в монастырях, были и вне монастырей, но только там, где был опытный духовный наставник. Там – существовала. Потому что эта практика оказалась очень эффективной для духовной жизни послушников.
Вокруг великих старцев всегда был очень узкий круг послушников, которые находились именно в послушании. В отношении всех прочих – другое было дело. Отношения «совета». И тем, которые были именно послушниками, они открывали свою душу.
Откровение помыслов – это открытие своей души. «Ну, мучает меня вот то-то. Рассердился я на того-то моего собрата и не могу избавиться. Мучает меня мысль – и все. Почему он так делает?». Вот я иду к нему, к этому наставнику. И оказывается это очень эффективный способ снятия вот этой страсти с себя. Все те, кто имел такую возможность, очень быстро восходили.
А потом начались карикатуры, обезьянничанье. Когда человек, не имеющий никакого духовного опыта, а только потому, что он занимает какое-то положение, или в сане, или в возрасте например, он начинает требовать себе откровения помыслов. Я слышал, что это будто бы проделывают некоторые наши игуменьи. Это, я вам скажу, настоящая беда. Потому что откровение помыслов возможно только человеку духовно опытному. И достигшему достаточного бесстрастия. Вы же понимаете, что только действительно бесстрастному человеку я могу сказать: «Знаете, батюшка, извините, но мне очень не нравится, как вы себя повели в таком-то и таком-то случае». Если у человека страстишки, то: «Ах ты, я тебе покажу, ты меня тут еще критикуешь!"
Кассиан Римлянин так и говорил: «Полезно открывать свои помыслы, но не кому попало. Многие, не зная этого и открывая свою душу людям неопытным, потерпели огромный урон». А тут – требуют: на колени! Смотри в глаза, так! Ну-ка0 открывай свои помыслы! Это просто жуть. И это называется духовной жизнью! Это карикатура и уродство. И против этого не принимается даже мер. Это настоящая трагедия. И это сводит буквально молодых девчонок с ума. Идут они в монастырь, молодые, ничего не понимают. А тут ее: на колени! Какое ты имеешь право это делать!
Духовник избирается по доброй воле. Это тот человек, с которым у меня устанавливается контакт и душевное общение. К кому я чувствую доверие, к этому человеку я приду и действительно свою душу открою. Скажу: помогите, что мне делать. У меня то-то и то-то. А здесь, видите ли, по обязанности: я игуменья! Кощунство и издевательство настоящее над великим делом христианской жизни, которое именуется откровением помыслов.

Вопрос: Почему стремятся крестить умирающего младенца?
Ведь при крещении дается имя и ангел-хранитель? Вот потому стремятся, что в наше сознание очень глубоко вошло, что некрещеный ребенок..., а дальше я не знаю что. Многоточие. Кто это, некрещеный ребенок? Тот, что погибнет? (Утвердительные реплики из зала.) Вот-вот, я специально и спровоцировал.
Все дети, жившие до Христа и не могшие принять крещение, интересно, куда они идут, спаслись или в ад? Теперь, с Пришествием Христа, спаслись или в ад? (Реплики: «Не знаем…») Не знаем? Точно знаем. Все те, до Христа, которые вели праведный образ жизни, тем более дети, о которых Христос сказал: не мешайте им приходить ко Мне, таковых есть Царство Небесное, все они спасены, знаем. Это учение Церкви, не мое, ни Его. Все жившие праведно, скончавшиеся в покаянии, и дети – все они спасены. Вот надо же, пришел Христос Спаситель, и теперь не крестившиеся дети погибнут. Вот логика, подумайте только! До Христа жившие дети, оказывается, не погибнут благодаря Жертве Христовой. А после Голгофы – погибнут. Дети, о которых Сам Господь сказал.
Откуда это взяли!? Эта мысль встречается только у одного: у блаж. Августина. Кстати, он нашей Церковью именуется блаженным, не святым даже, ну, неважно – святой. И ни у одного св. отца нет такой мысли, ни намека на то, что не крестившиеся дети погибнут. Вспомним наш разговор о крещении. Умирающий ребенок – ну что же, можно крестить. По вере родителей – да. Он получает тот же дар благодати, но скажу вам такую вещь: наверно, мы забываем о том, кто совершает Таинство Крещения. Господь.
С этой целью я должен вам зачитать одну мысль. Кто крестил разбойника, какой священник? Иоанн Златоуст об этом пишет: «Христос крестил разбойника на кресте из своей раны, и он тотчас удостоился отверсть двери рая. Так же крещены были множество мучеников». Которых никто не крестил, не успевали они. Спрашивает: «Как же они?» Дар благодати дает Господь (не священник). А как Господь дает, при каком условии? Для нас, которые ничего не видят, мы слепые. Дается или нет – мы ничего не видим. Церковь установила священнодействие, которое уверяет нас в том, что дар благодати дается верующему искренно. Так и здесь: мы можем быть уверены, что Господь, конечно же, даст это дар новому человеку, это семя каждому младенцу, который ни в чем не повинен. Даже если он и не был крещен. Я знаю, что подчас великие страдания у родителей бывают – умер некрещеный. Даст Господь, как дал Он Его мученикам, как дал разбойнику. Но если имеете возможность крестить – крестите. Если не успели по объективным причинам – не нужно переживать. Господь даст каждому человеку все то, что можно ему дать. Тем более – невинным младенцам.

Вопрос из зала: А как же в нашей Церкви, на панихидах, спрашивают, принимая записки: крещеный или некрещеный, и о младенцах тоже, как же?
А здесь другое дело. У нас в записках я нигде не видел, чтобы написали поминовение Архангела Михаила. Ну, не пишут на панихидах. Говорят, что Ангелов не надо поминать. Дети кто? Это и есть ангелы. Это наши ангелы, они же невинные, кого же тут писать? Это первая сторона. Вторая сторона – в Церкви все благообразно и по чину да бывает. Все священнодействия постепенно оформлялись, исторически. Вот, в частности, проскомидия символизирует собой поминовение крещеных членов Церкви. Отсюда – частички. Поэтому за тех, кто не принял в условиях земной жизни крещение, эта частичка не вынимается. Но совсем не потому, что дети отвержены.
Более того, все некрещеные люди не отвержены. В таком случае мы должны были бы отвергнуть весь ветхозаветный народ, а мы почитаем из них очень многих за праведников, пророков например. Святые. Они крестились? Нет. Так как же мы их смеем поминать? Надо понять, что в Церкви есть определенная дисциплина. Только по этой причине. Молиться мы не только можем, а должны за всех.
И всегда, даже в самые тяжелые времена гонений, например в Русской Церкви, во времена атеизма и издевательства над нашей Церковью мы всегда слышали прошение: «О властех и воинстве ея». А у власти кто стоял? Те, кто гнал Церковь. Даже о своих противниках и врагах Церковь молилась. Так если молилась о ненавистниках и гонителях, как же нам быть с младенцами? Причем не спрашивали, кто там стоит, в этих «властех и воинствах», крещен, не крещен. Многие были, бесспорно, не крещены. Там были разные люди – иудеи, мусульмане. Что делает Церковь? Публично молится о них. На весь храм диакон возглашает. А здесь у нас так установилось, что мы действительно на панихиде младенцев не поминаем. Я думаю, что их действительно не следует поминать, ангелов не поминают. Не вижу в этом ничего худого. Мы можем к ним только обращаться, чтобы они за нас молились. И это, наверно, будет более правильным, чем за них молиться.

Вопрос: А как же в таком случае: «Кто не крестится от воды и Духа – не войдет в Царство Небесное».
Совершенно верно, а кто «веру имеет, спасен будет, а кто не имеет веры – осужден будет». Вот если эти слова Христовы буквально воспринимать, то мы сразу должны исключить из среды спасенных все ветхозаветное человечество, все. Это раз. Во-вторых, из святцев нужно немедленно исключить Вселенский, или какой там, собор, исключить всех мучеников за Христа, которые не приняли крещение, первого надо тогда разбойника удалить. Нельзя же понимать слова Христовы так формально.
Церковь объясняет, кто это таковые. Тот кто, кажется, имеет веру, а крещения не принимает. Только что говорили – кажется верующим, а не причащается. Кажутся верующими, а не венчаются. И т.д. Вот в чем дело. Вот о ком говорят слова: «кто не родится». Нельзя же понимать слова так прямолинейно, иначе мы дойдем до самых неразумных вещей. Церковь показывает, что это значит. Множество мучеников, помещенных в наших святцах, не крестились, все ветхозаветные праведники не крестились, и мы их почитаем, и это так будет до скончания мира, и до сих пор...

Реплика: А сектанты как же?
Лектор: Что сектанты?
Реплика: Ну, вот свидетели Иеговы?
Лектор: Что, ну что?
Реплика: На тех же правах идут?. (Смех в зале.)
Ну, тут мы с вами затрагиваем уже тут вопрос о спасении. Кто спасется, кто нет. Насчет этого мы с вами можем быть совершенно спокойны. А знаете почему? Оказывается, по Православному учению Господь Бог видит каждого человека. Видит его душу, знает, почему он стал тем или иным. Видит. И соответственно решается судьба этого человека.
Сама Истина сказала: «Всякий грех и хула простится человекам, хула на Духа Святого не простится ни в этой жизни, ни в будущей». Есть, оказывается, страшный грех, который заграждает от человека Бога. Этот грех именуется хулой на Духа Святого. Это грех ожесточения против самой истины. Человек видит истину, святыню и правду и именно потому ненавидит ее. Прочие же грехи – раскаянные или совершенные по неведению – прощаются.
Сколько у нас людей вступают в ту или иную секты, ничего не понимая, ровным счетом ничего. Или воспитан в атеистической среде, он другого ничего не знает. Он искренно убежден, что как раз это и есть мировоззрение правильное. Я вам скажу, что я предпочитаю говорить с искренно заблуждающимся человеком – с ним можно говорить, он ищет, – чем с фанатиком, который не слышит, не видит, и знать не хочет. Итак, Господь решает судьбу каждого человека, и это уже не в наших руках и не в нашей власти. Поэтому оставим это на милость Божию. Тех же иеговистов.

Вопрос: Можно ли считать себя безгрешным на основе Жертвы Христа?
Это совершенно неверный подход. Жертва Христа – это не есть оправдание и снятие с меня грехов. Жертва Христа является началом нашего исцеления.
Есть два совершенно несовместимых подхода к пониманию Жертвы Христа. Один из них говорит, что Жертва Христа сняла с нас вину за грех и за грехи. Это западная точка зрения. В частности, протестантская. Православная точка зрения говорит, что Жертва Христа дала нам возможность исцелиться. От тех страстей, которые в нас есть. По протестантской точке зрения, да, Жертва Христа сняла с нас вину, поэтому верующему грех не вменяется в грех, благодаря Жертва Христа я уже праведный и поэтому могу есть, пить и веселиться. Это совершенно дикий подход, неприемлемый для Православия. Православие говорит о спасении как исцелении. Протестантский подход говорит о спасении как оправдании, снятии вины. Вот человека под суд отдали, и суд решает: снимем с него виновность, допустим по амнистии. Жертва Христа является тем фактом, благодаря которому происходит амнистия. Вот как они понимают спасение. А мы говорим о другом: мы все повреждены страстями: нас ни с какой стороны нельзя тронуть. Ну, неужели каждый из вас не знает: и осуждаем, и завидуем, и злобствуем. Исцелиться надо. И благодаря Жертва Христа мы получили всю совокупность средств, которые помогают человеку в исцелении его.
Так что это протестантская и глубоко порочная мысль, что «Христос что-то там совершил, и все в порядке, вы праведники». Над чем и издевался Лев Толстой. И справедливо издевался, когда говорил: «Один за всех согрешил, другой за всех пострадал». Он только ошибся в одном: он приписал это Православию, тогда как на самом деле эта концепция – целиком и полностью протестантская.

Вопрос: Убиенный во чреве матери младенец тоже прибывает в ангельском чине, как рожденный и умерший?
Вот об этом никакого определенного учения нет. И нам трудно об этом говорить, поскольку мы не знаем тайны развития и становления личности. Вот человек. Он и в семени уже человек. Но, с другой стороны, мы знаем, что существует разница между семечком яблони и самой яблоней плодоносящей. Так семечко это – яблоня или нет? И тут все начинают: нет, не яблоня, нет, яблоня. Так и с человеком, мы же не знаем этой тайны и что происходит с каждой личностью.
Говоря об этом, мы неизбежно начинаем гадать. Возможно, начнется какой-то процесс развития у данного человека и он станет личностью, может быть. И тогда он причислен будет к тому, что мы называем ангельским чином. А может быть, есть какой-то предел, та черта, не дойдя до которой, он еще не станет личностью и процесс становления прекратится. Я не знаю этого, я знаю только то, что открыто. То о чем учит Церковь. И поэтому об этом я должен молчать.

Вопрос: Можно ли менять духовника?
Ну, это слишком большой вопрос. Если ответить кратко, то при некоторых обстоятельствах не только можно выбирать духовника, но и должно. Об этом пишет целый ряд св. отцов. Св. Иоанн Лествичник прямо говорил, что при выборе духовника прежде надо испытать его, узнать его, искусить его. Прежде чем вдаться ему. Вот как. А у нас? Все говорят, что он прозорливец и чудотворец, это же самое главное! То, что он ведет по пути спасения, это неважно, главное – прозорливый ли он, вот что!
Так вот, оказывается, нужно хорошо познакомиться с человеком, а не сразу распластаться у его ног, и: «что прикажете». Вот если бы подходили трезво, как говорят св. отцы, тщательно познакомившись предварительно, то тогда почти и не возникало бы вопроса о том, можно ли менять духовника. Мы сейчас, к сожалению, поступаем очень опрометчиво. Только бы за кого уцепиться! А потом начинаем кричать: что делать? То есть, наказываем сами себя. Пимен Великий прямо говорил: «Нужно разлучаться с тем духовником общение, с которым становится душевредным для тебя». Так говорят и многие св. отцы. В наше время... нет, оно всегда было редким – отношение послушания. То есть когда послушник беспрекословно должен слушать и исполнять слова духовника - это всегда было редким явлением в истории Церкви. Только узкий круг учеников вокруг какого-то благодатного наставника жили в таких отношениях. Применительно к остальным существовало «жительство по совету». Прийти совета спросить. И истинные духовники не приказывают.

Источник: http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/sem_tserkovnyh_tainstv/5g7_2.shtml
Категория: Церковные таинства | Добавил: алфавит (30.01.2010)
Просмотров: 1058 | Теги: Храм, Суздаль, новое, религия.галина, православие, осипов, ильинский храм, село | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Rambler's Top100
    Copyright MyCorp © 2016 Сайт управляется системой uCoz