Н.И. Завьялов. О порядке совершения звонов на частных богослужениях - Колокол - Каталог статей - Галина
Галина-неофициальный сайт               Свято-Ильинского храма в с.Новоеhttp://galinkhttp://galinka.su/25.jpga.su/25.jpg
Воскресенье, 04.12.2016, 13:13
Приветствую Вас Гость |Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]
Фестиваль православной культуры "Благовест" [7]
История Свято-Ильинского храма [3]
Диакон Андрей Кураев [5]
Серафим Саровский [9]
Пророк Илия [6]
Святитель Николай Угодник [2]
Православные притчи [4]
Игумен N [10]
Настоятели храмов Владимирской области [1]
Святые на владимирской земле [6]
Святые источники на владимирской земле [6]
История Суздальского района [1]
Вопрос-ответ [23]
Стихи [39]
Разное [24]
Как вести себя в храме [4]
Устройство православного храма [5]
Церковные таинства [3]
Поминальная книга [0]
Пост [12]
Краткое обьяснение православных богослужений [6]
Профессор А.И.Осипов [37]
Молитвы [12]
Молитослов детям [9]
Чудеса православия [16]
Можно ли верить снам [7]
Научное доказательство бытия Бога [25]
Крест [6]
Биографии [11]
Святая блаженная Матрона Московская. [3]
Монастыри на владимирской земле. [5]
Монастыри России [6]
Паломнические поездки [1]
Святые Галины [2]
Колокол [3]
РАЙ И АД [3]
Толкование Библии [3]
Святые [1]
Поиск
Новое (Суздальский р-н)
Народный календарь. Приметы.

Про каждый день...
Главная » Статьи » Колокол

Н.И. Завьялов. О порядке совершения звонов на частных богослужениях

Одним из отличий частного богослужения от общественного является то, что оно не вписано в годичный, седмичный и суточный круги и совершается по мере необходимости.

Использование колоколов и звонов в этих случаях, как и при общественном богослужении, зависит от статуса и содержания службы или Чина [1].

Например - в дни храмовых праздников принято совершать крестные ходы и водосвятные молебны. К. Никольский в Учебном Уставе пишет, что «в дни храмовых праздников... обыкновенно бывает благовест перед молебном, - при начале его, а по окончании - трезвон».

При этом далее он замечает, что к другим молебнам «не дозволяется звонить» ссылаясь на определение Св. Синода.

В той же книге есть указание на то, что благовест перед водосвятным молебном совершается в виде перезвона. «Перезвон бывает ... перед освящением воды (малым) во дни храмовых праздников. При этом сперва бывает перезвон, или благовест в каждый из колоколов, начиная с большого, по несколько раз. Перебрав все, опять начинают с большого.,. При погружении в воду креста во время водоосвящения бывает трезвон».

Благовесты в виде перезвонов употреблялись в Московском Кремле перед коронациями, перед посвящением в Епископы, совершениями крестных ходов к церквям празднующим престольный праздник.

В Чинах коронования императоров Александра I и Александра II сказано; «споловины осьмаго благовест в большой колокол, потом в другие перебором, как обыкновенно бывает для крестного хода».

Перед посвящением в епископы, как пишет К. Никольский «какой перезвон бывает перед водоосвящением, такой же бывает и перед посвящением во Епископа или Архиерея».

При шествиях крестных ходов следует совершать звоны попутные, или, иначе говоря, трезвонить в тех храмах, мимо которых совершается шествие. В настоящее время, например, в Москве ежегодно 24 мая совершается крестный ход из Кремля к памятнику Кирилла и Мефодия на Старой площади, где происходит молебен. В этот день попутные звоны совершаются в храме Казанской иконы Божией Матери на Красной площади, в храме Покрова на рву (Василии Блаженном), в храмах, расположенных на Варварке, Всех Святых на Кулишках. Совершаемые по образцу старой традиции, звоны эти являют собою положительный пример возрождения колокольного устава.

Попутные звоны предписывалось совершать и при несении по улицам мощей и икон. У С.В. Смоленского [2] есть упоминание о том, что казанский архиерей «...строго наблюдал, чтобы при его проездах были всюду попутные звоны».

Перед освящением храма служится водосвятный молебен, на котором совершаются звоны как в престольный праздник, т.е. перезвон перед началом молебна и трезвон во время погружения в воду креста.

При освящении храма совершается трезвон во время шествия крестного хода с мощами. Перед шествием должен совершаться перезвон. Во Владимирских Епархиальных Ведомостях 1875 г. было написано: «Пред выходом крестного хода из освящаемого храма бывает перезвон, а по выходе - красный звон. По входе священнослужителей в другой храм за антиминсом опять бывает перезвон, а во время обратного хода к освященному храму - опять звон.» В данном примере описан случай, когда мощи находятся в соседнем храме. Однако же если поблизости храма нет, то мощи просто проносят вокруг освящаемого храма согласно чину освящения. В этом случае перезвон не совершается.

При погребении священников иеромонахов совершают перебор во время несения гроба с телом усопшего в церковь. Как пишет об этом протоирей Серафим (Слободской) - совершается двенадцать ударов в большой колокол и затем по одному удару в каждый от малого к большому. Пройдя, таким образом, весь круг, начинают вновь с двенадцати ударов. По внесении тела в храм перебор прекращают. Таким же образом провожают гроб с телом покойного после отпевания до могилы или до ворот храма (до автобуса или катафалка) и совершают краткий трезвон при опускании гроба в могилу или погрузку на транспорт.

При погребении «мирских человек» перебор совершается без двенадцати ударов, но с общим ударов «во вся» при завершении каждого круга. Так же, как и в первом случае, кратко трезвонят в момент выноса гроба с территории храма, опускании в могилу или погрузку на транспорт.

К. Никольский предписывает на погребении иереев, иеромонахов, архимандритов и архиереев совершать удары в большой колокол по счёту читаемого Евангелия как в Страстную седмицу, а трезвонить - по внесении тела в храм, по прочтении разрешительной молитвы, и по поставлении гроба в могилу.

Здесь, конечно же, целесообразно уточнить у священника, который будет совершать отпевание, - какие и в каком месте Чина совершать звоны.

При венчаниях совершаются трезвоны в момент шествия брачующихся от ворот церковной ограды в храм. Затем, при пении им многолетия непосредственно в конце венчания, и, по окончании церемонии - в момент выхода молодых из храма.

Указаний на эти звоны в уставах не встречается, поэтому назвать их можно только традиционными.

В заключении следует особо отметить, что все звоны на частных богослужениях должны быть совершаемы либо по прямому указанию церковного начальства, либо по благословению настоятеля или предстоящего священника, поскольку произошло немало изменений в церковной жизни, и некоторые реалии, которые бытовали во времена составления уставных книг, теперь изменились.

Примечания

  1. Чин — полное изложение или указание всех молитв, назначенных для известного богослужения с обозначением их взаимной последовательности. (Полный церковно-славя некий словарь Г.Дьяченко)
  2. Смоленский С.В. «О колокольном звоне в России»

Завьялов Н.И. О порядке совершения звонов на частных богослужениях // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.10506, 03.07.2003



Источник: http://perezvon.org/article/21
Категория: Колокол | Добавил: алфавит (17.01.2012)
Просмотров: 769 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Rambler's Top100
    Copyright MyCorp © 2016 Сайт управляется системой uCoz