Устройство храма - Устройство православного храма - Каталог статей - Галина
Галина-неофициальный сайт               Свято-Ильинского храма в с.Новоеhttp://galinkhttp://galinka.su/25.jpga.su/25.jpg
Суббота, 03.12.2016, 09:48
Приветствую Вас Гость |Главная | Регистрация | Вход
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Мои статьи [2]
Фестиваль православной культуры "Благовест" [7]
История Свято-Ильинского храма [3]
Диакон Андрей Кураев [5]
Серафим Саровский [9]
Пророк Илия [6]
Святитель Николай Угодник [2]
Православные притчи [4]
Игумен N [10]
Настоятели храмов Владимирской области [1]
Святые на владимирской земле [6]
Святые источники на владимирской земле [6]
История Суздальского района [1]
Вопрос-ответ [23]
Стихи [39]
Разное [24]
Как вести себя в храме [4]
Устройство православного храма [5]
Церковные таинства [3]
Поминальная книга [0]
Пост [12]
Краткое обьяснение православных богослужений [6]
Профессор А.И.Осипов [37]
Молитвы [12]
Молитослов детям [9]
Чудеса православия [16]
Можно ли верить снам [7]
Научное доказательство бытия Бога [25]
Крест [6]
Биографии [11]
Святая блаженная Матрона Московская. [3]
Монастыри на владимирской земле. [5]
Монастыри России [6]
Паломнические поездки [1]
Святые Галины [2]
Колокол [3]
РАЙ И АД [3]
Толкование Библии [3]
Святые [1]
Поиск
Новое (Суздальский р-н)
Народный календарь. Приметы.

Про каждый день...
Главная » Статьи » Устройство православного храма

Устройство храма

    Внутреннее расположение храмов определяется ещё с глубокой древности целями христианского богослужения и особой символикой. Как и любое здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался: во-первых, в нем должно быть удобное пространство для священнослужителей, совершавших богослужение, во-вторых, помещение, где стояли бы молящиеся верные, то есть уже крещеные христиане; и, в третьих, должно было быть особое помещение для оглашенных (то есть ещё только готовившихся принять крещение), и кающихся. Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения "святое святых", "святилище" и "двор", так и христианский храм издревле разделялся на три части: алтарь, средняя часть храма, или собственно "церковь", и притвор.
Более подробное описание внутреннего устройства храмов:


 1. Алтарь
 2. Средняя часть храма
 3. Притвор
 4. Иконостас
 5. Престол
 6. Жертвенник
 7. Горнее место
 8. Ризница
 9. Солея
10. Амвон
11. Клиросы
12. Пономарка
13. Паперти
14. Крыльцо и колокольня
15. Свечные ящики
Итак, как уже говорилось, Храм разделяется на три основные части:

  • притвор
  • средняя часть, или собственно храм
  • алтарь

Притвор [3] есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.

Средняя часть храма [2], называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы верных или лиц, уже принявших крещение. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас.

Солея [9] — возвышенная перед иконостасом часть храма, как бы продолжение алтаря, выходящее за иконостас. Название происходит из греческого языка и означает «седалище» или возвышение. В отличие от нашего времени, в древности солея была очень узкая.

Амвон [10] — полукруглая середина солеи напротив Царских врат. С амвона читаются ектении, Евангелие и произносятся проповеди. В древнегреческих и древнерусских храмах амвоны несколько напоминали современную преподавательскую кафедру и находились иногда посреди срединной части храма, иногда около стены. Иногда амвонов было два, и они имели вид некоторого здания, высеченного из мрамора и украшенного скульптурой и мозаикой. Современный амвон уже не имеет ничего общего с древними. Древний амвон лучше всего сравнить с современной проповеднической кафедрой или аналогием (аналоем), когда последний ставится для проповеди.

Клиросы [11] — конечные боковые места солеи, предназначающиеся для чтецов и певцов. К клиросам прикрепляются хоругви, т.е. иконы на древках, называющиеся церковными знаменами.

Иконостас ([4], пунктиром) — перегородка или стена, отделяющая центральную часть храма от алтаря, имеющая на себе несколько рядов икон. В греческих и древних русских храмах высоких иконостасов не было, алтари отделялись от средней части храма невысокою решеткою и завесою. С течением времени иконостасы стали возвышаться; в них появилось несколько ярусов, или рядов икон.
    Средние двери иконостаса называются Царскими Вратами, а боковые — северными и южными. Алтарем храмы обыкновенно направляются к востоку, в ознаменование мысли, что Церковь и молящиеся устремлены к «Востоку свыше», т.е. ко Христу.

Алтарь ([1]) — главнейшая часть храма, предназначенная для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. Алтарь обозначает небо, жилище Самого Господа. Ввиду особенно священного значения алтаря, он всегда внушает таинственное благоговение и при входе в него верующие должны делать земной поклон, а лица воинского звания — снимать оружие. Главнейшие предметы в алтаре: Святой престол [5], жертвенник [6] и горнее место [7].

Внешнее устройство храма:



    "Небо" - так называется область под куполом.
    "Небо на земле" - ещё одно название алтаря.

Цвета храмов

    Внешний цвет храма нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:
  • Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
  • Голубой - в честь Пресвятой Богородицы
  • Красный - посвященный мученику (мученикам)
  • Зелёный - преподобному
  • Жёлтый - святителю

    Однако, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и не всегда соблюдаемая.
Количество, форма и цвет куполов на храмах

    Количество куполов на храмах символично:
    1 - символизирует Единого Бога
    3 - Святую Троицу
    5 - Спаситель и четыре евангелиста
    7 - семь таинств Церкви
    9 - по числу ангельских чинов
    13 - Спаситель и двенадцать апостолов
    33 - по числу лет земной жизни Спасителя.
    40 - как символ освящения всей своей жизни
    70 - в честь 70 апостолов

    Существуют ли сейчас два последних типа храмов -неизвестно.


    Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидная форма напоминала о воинстве, о духовной брани, которую ведет Церковь с силами зла и тьмы. Форма луковицы — символ пламени свечи, обращающий нас к словам Христа: "Вы - свет миру". Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

    Цвет купола также важен в символике храма:
    Золото — символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам.
    Купола синие со звездами венчают храмы, посвященные Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии.
    Троицкие храмы имели зеленые купола, потому что зеленый — цвет Святого Духа.
    Храмы, посвященные святым, увенчаны также зелеными или серебряными куполами.
    В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.




Источник: http://forum.angelhranitel.ru/index.php/topic,3742.0.html?PHPSESSID=fsn8pondou45m5c71tdcfhf6n5
Категория: Устройство православного храма | Добавил: алфавит (01.02.2010)
Просмотров: 13991 | Комментарии: 1 | Теги: Храм, село Новое, Галина, православие, Суздаль, устройство храма, ильинский храм, новое | Рейтинг: 3.5/4
Всего комментариев: 1
1  
А в Шамординской обители главный храм имеет 15 куполов. Что это означает?

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Мини-чат
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Rambler's Top100
    Copyright MyCorp © 2016 Сайт управляется системой uCoz